Подавление вибрации агрегатов и узлов транспортных систем
Современные энергетические установки транспортных систем подвержены интенсивному воздействию вибрационных нагрузок с широким спектром частот и высокой интенсивностью воздействия и в то же время сами являются их источниками.
Совершенствование машин и механизмов транспортного машиностроения идет по пути увеличения удельной мощности за счет форсирования рабочих параметров (температура, давление, частота вращения) при одновременном снижении их металлоемкости и ужесточении требований по надежности.
Надежность и ресурс современных изделий высокой удельной мощности во многом определяются уровнем вибрации его узлов и деталей.
Около половины отказов и поломок энергетических установок транспортных систем и элементов их конструкций происходит из-за повышенной вибрации. К основным причинам вибрационных дефектов можно отнести наличие в рабочей зоне резонансов и малое демпфирование при прохождении резонансных частот.
Снизить уровень виброиагруженности деталей и узлов транспортных систем можно, применив ряд перечисленных ниже мероприятий.
• При разработке новой конструкции ввести в нее элементы конструкционного демпфирования, например, многослойные стяжки, оболочки, УД О ротора и т. д., предусмотрев возможности для обеспечения оптимального сжатия между слоями [131]. Этот метод не всегда применим из-за необходимости усложнения конструкции. При этом возрастает ее стоимость, усложняется технология изготовления и т. п.
• Другим эффективным средством борьбы с вибрацией является разработка мероприятий по снижению возбуждающей нагрузки. Можно, например, так сбалансировать ротор энергетической установки, что возбуждающие нагрузки будут малы и проблема вибрации будет решена. Однако современные возможности балансировочной техники не могут в большинстве случаев решить эту проблему или так дорогостоящи, что их применение не оправдано экономически.
• Решить проблему в большинстве случаев удается, применив, так называемое, сосредоточенное демпфирование. При этом рассеивание энергии вибрации реализуется за счет работы сил сухого, вязкого трения или их комбинации. Такие конструктивные устройства с
сосредоточенным демпфированием называют демпфирующими устройствами, демпферами или виброизоляторами.
К таким устройствам предъявляется ряд требований. Они должны иметь малые габариты и вес, обеспечивать удобство включения в силовую схему, обладать широким диапазоном изменения упругих и диссипативных свойств, собственной надежностью работы и достаточным ресурсом, высокой эффективностью гашения колебаний, наличием простой расчетной модели, обладать работоспособностью в широком диапазоне температур (от —270 °С до +400°…600 °С), при воздействии агрессивных сред и т. д.
Этим требованиям в большинстве случаев удовлетворяют многослойные пластинчатые демпферы, гидродинамические демпферы, демпферы с тросовыми связями, демпферы с упругодемпфирующими элементами из металлорезины или их комбинации.
В настоящее время эти демпфирующие устройства применяются в аэрокосмической технике, в судостроении, на железнодорожном транспорте и т. д. [131, 111, 68], однако их более широкому использованию препятствует отсутствие достоверных методик расчета характеристик и недостаточная изученность свойств.
Так, на базе анализа существующих методов и средств подавления вибрации выявлены основные направления и проблемы, актуальность и важность решения которых продиктованы потребностью практики. Это предопределило разработку ряда математических и полуэмпирических моделей подавления вибрации. Часть моделей носит обобщающий характер и применима для исследования широкого класса систем конструкционного демпфирования.
Для проведения экспериментальных исследований была создана уникальная экспериментальная база из натурных и модельных испытательных стендов и измерительных комплексов. Это позволило выполнить большой объем экспериментальных исследований и использовать полученные результаты для разработки и уточнения полуэмпирических моделей и подтверждения достоверности математических моделей.